В зоне корпоративно-конфликтной опасности

12 дек, 22 - 08:18
12 дек, 22 - 08:30
 1K
В зоне корпоративно-конфликтной опасности

В зоне корпоративно-конфликтной опасности.  Конструкция «делегирования полномочий» органа управления хозяйственного общества

Подписывайтесь на Telegram - канал "Корпконфликты"

Анализ судебной практики не оставляет сомнений в том, что институт передачи полномочий (варианты: «делегирование полномочий», «поручения» советов и собраний ПСД, ЕИО, иным топам) обретает при схожих обстоятельствах спорах разные оценки. Не отличается единообразием и собственно корпоративная практика. Отсюда – порождающие конфликты диаметрально противоположные выводы в диалогах участников системы управления компанией.

Попробуем разобраться, действуя так. Сначала - стартовые вопросы нашей дискуссии. Далее – ссылки на авторитетные источники (закон, судебную практику, мнение регулятора и др.). Наконец, обобщаем (выявляем основные риски применения тех или иных регуляторных положений, формируем рекомендации по их профилактике). При этом, на любой стадии нашего мини-исследования приветствуется ваше, дорогие друзья, мнение. Любое. Выверенное реальной практикой, экспертное или интуитивное. Теоретическое (доктринальное) или прикладное. Уточняющее, критическое или «дополняющее».

На наш взгляд, в стартовом блоке оправдано присутствие следующих вопросов и суждений (заметим, некоторые, по сути, альтернативные, а некоторые, совсем чуть-чуть, «провокационные»).

  1. Общие.
    • «Компетенция» (органа управления), «полномочия»: синонимы? Если нет, в чем различия?
    • «Делегирование полномочий» органа и «уполномочие» в смысле ст. 185 ГК РФ: содержательно совпадающие институты?
    • «Передача прав и обязанностей» и «делегирование полномочий»: одно и то же?
    • Почему текст закона избегает применения понятия «правомочие» в отношении управленческой власти органа управления хозяйственного общества?
  1. Частные (прикладные).

2.1. Закон запрещает «передачу на решение» другим органам управления вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего органа. Правда, с оговоркой: за исключением вопросов, предусмотренных законом. Следовательно, «делегирование полномочий» правомерно строго в периметре таких исключений либо в конкретных ситуациях, описанных в законе (например, ПСД подписывает договор с ЕИО). Все иное – ничтожно (решения вне компетенции органа «не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке»).

2.2. Делегирование полномочий собственником бизнеса, выражающим свою регуляторную волю при учреждении хозяйственного общества или одобрении новой редакции устава и положений об органах управления на ОСУ (ОСА), например, делегирования гендиру, допустимо. Даже если оно идет вразрез с «формальными» положениями закона.

2.3. Делегирование отдельных полномочий органа управления - это в любом случае нормальная практика, если по итогам решения органа, в том числе коллегиального, подписывается соответствующая доверенность.

2.4. Коллегиальный орган управления (СД, КИО) вправе делегировать свои полномочия, но только в рамках конкретного решения и строго члену соответствующего  органа.

2.5. Генеральный директор не просто может, обязан распределить полномочия (по сути, свои полномочия как первого лица компании) среди замов и главных специалистов, закрепив такое решение должностными инструкциями, положениями об отделах и службах, а также индивидуальными трудовыми договорами с указанными топами.

2.6. Делегирование полномочий, если оно является неким поручением юридико-технического характера («заключить», «подписать», «организовать», «осуществить контроль» и т.д.) по итогам более общего решения органа, вполне возможно, но с учетом иерархии органов управления хозяйственного общества (с соблюдением правила «сверху вниз»).

 Конструкция «делегирования полномочий» органа управления хозяйственного общества.

  • «Компетенция» (органа управления), «полномочия»: синонимы? Если нет, в чем различия?
  • «Делегирование полномочий» органа и «уполномочие» в смысле ст. 185 ГК РФ: содержательно совпадающие институты?
  • «Передача прав и обязанностей» и «делегирование полномочий»: одно и то же?
  • Почему текст закона избегает применения понятия «правомочие» в отношении управленческой власти органа управления хозяйственного общества?
  1. Частные (прикладные).

2.1. Закон запрещает «передачу на решение» другим органам управления вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего органа. Правда, с оговоркой: за исключением вопросов, предусмотренных законом. Следовательно, «делегирование полномочий» правомерно строго в периметре таких исключений либо в конкретных ситуациях, описанных в законе (например, ПСД подписывает договор с ЕИО). Все иное – ничтожно (решения вне компетенции органа «не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке»).

2.2. Делегирование полномочий собственником бизнеса, выражающим свою регуляторную волю при учреждении хозяйственного общества или одобрении новой редакции устава и положений об органах управления на ОСУ (ОСА), например, делегирования гендиру, допустимо. Даже если оно идет вразрез с «формальными» положениями закона.

2.3. Делегирование отдельных полномочий органа управления - это в любом случае нормальная практика, если по итогам решения органа, в том числе коллегиального, подписывается соответствующая доверенность.

2.4. Коллегиальный орган управления (СД, КИО) вправе делегировать свои полномочия, но только в рамках конкретного решения и строго члену соответствующего  органа.

2.5. Генеральный директор не просто может, обязан распределить полномочия (по сути, свои полномочия как первого лица компании) среди замов и главных специалистов, закрепив такое решение должностными инструкциями, положениями об отделах и службах, а также индивидуальными трудовыми договорами с указанными топами.

2.6. Делегирование полномочий, если оно является неким поручением юридико-технического характера («заключить», «подписать», «организовать», «осуществить контроль» и т.д.) по итогам более общего решения органа, вполне возможно, но с учетом иерархии органов управления хозяйственного общества (с соблюдением правила «сверху вниз»).

Подписывайтесь на Telegram - канал "Корпконфликты"

Осипенко Олег Д.э.н., профессор, генеральный директор консалтинговой компании "Ринкон-гамма", руководитель Центра корпоративной конфликтологии МФПУ «Синергия»; эксперт по вопросам совершенствования корпоративного управления, формирования и реструктурирования холдингов, корпоративного контроля, защиты компаний от недружественного поглощения и корпоративного шантажа, противодействия корпоративной коррупции (32-летний опыт управленческого и юридического консалтинга). Практикующий юрист (в том числе личное участие в ряде «громких» кейсов в порядке корпоративной защиты в арбитражных и административных процессах в качестве представителя обороняющейся компании). Автор более 590 печатных работ по различным управленческим, правовым и экономическим проблемам, в том числе около 20 книг. Преподаватель ряда корпоративных институтов и тренинговых центров («Газпром Корпоративный Институт», Юридический институт «М-Логос», Российский институт директоров, АСЭРгрупп, ООО «Корпоративный секретарь» и др.). Основная тематика: корпоративное право, корпоративное управление, корпоративная конфликтология, профилактика и противодействие корпоративной коррупции, борьба с гринмейлом. Член Редакционного совета журнала «Акционерное общество. Вопросы корпоративного управления», член Редакционной коллегии журнала «Современная конкуренция». Соучредитель Telegram-канала «Корпконфликты» (https://t.me/aoconflict). Олег имеет пятилетний опыт сотрудничества с Росимуществом в качестве члена совета директоров и члена ревизионной комиссии акционерных обществ со 100%-ным участием Российской Федерации, в том числе, был членом совета директоров 13 акционерных обществ, председателем совета директоров трех акционерных обществ.