Мифы о комплаенсе. Зачем компании внедрять комплаенс и этические программы

31 мар - 21:58
1 апр - 11:42
 1.7K

В последнее время в корпоративном секторе резко вырос интерес к предупреждению рисков: все больше предприятий внедряют комплексную и многоступенчатую комплаенс-систему. Тем не менее в общении с клиентами, на профильных мероприятиях, в частных беседах комплаенс-специалистам приходится отвечать на вопросы: «Так ли нужен комплаенс именно нашей компании?», «Какую практическую пользу он приносит?», «Не навредит ли он бизнес-процессам?».

Вокруг этих вопросов неизбежно появляются мифы, складывается мнение, что это формальная процедура, необходимая лишь для того, чтобы избежать штрафов. Такой подход способен породить правовые уязвимости и создать угрозу устойчивому развитию бизнеса. Реализованные же коррупционные риски вообще могут привести к краху предприятия и даже к уголовной ответственности для менеджмента и административной ответственности для самой компании.

Мы развенчаем самые распространенные мифы о комплаенсе, осветив его цели и значение для организаций в условиях постоянно меняющегося правового ландшафта.

МИФ О КОМПЛАЕНСЕ 1. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ — ПРЕРОГАТИВА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ГОСУДАРСТВА

Существует заблуждение, что противодействовать коррупции должно только государство. Однако ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) говорит об обратном. В ней устанавливается обязанность всех без исключения организаций, работающих в России, принимать меры по предупреждению коррупции. В статье 13.3 Закона о противодействии коррупции организациям рекомендовано принять следующие антикоррупционные меры:

  • определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничать с правоохранительными органами;
  • разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принять кодекс этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращать и регулировать конфликты интересов;
  • не допускать составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Пока в нашей стране не установлена прямая ответственность за невнедрение антикоррупционных норм в компании, как это сделано, например, в Великобритании1 или во Франции2. Тем не менее организацию, даже частную, могут в любое время проверить органы прокуратуры и выдать ей предписание, которое придется исполнять под угрозой ответственности уже за неисполнение такого предписания.

За коррупционное правонарушение, совершенное сотрудником, компанию, вероятнее всего, привлекут к ответственности по ст. 19.28 «Коррупция в интересах организации» КоАП РФ. Этой статьей предусмотрены существенные штрафы с обязательной конфискацией предмета правонарушения (см. табл. 1).

Таблица 1. Ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ

Штраф

Сумма вознаграждения

От 1 млн руб. до 3-кратной суммы

Меньше или равна 1 млн руб.

От 20 млн руб. до 30-кратной суммы

Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб.

От 100 млн руб. до 100-кратной суммы

Больше 20 млн руб.

В 2024 г. за указанные правонарушения к ответственности было привлечено более 200 юридических лиц, на которых наложены штрафы на общую сумму почти 400 млн руб.3 (см. схему 1).

Схема 1. Статистика привлечения организаций к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ

Всего рассмотрено дел
по ст. 19.28 КоАП РФ*

Сумма налагаемого штрафа
по ст. 19.28 КоАП РФ (тыс. руб.)

* С 01.01.2021 сведения по компаниям, привлеченным по ст. 19.28 КоАП РФ, подлежат включению в ЕРУЗ и доступны исключительно для участников госзакупок (не в открытом доступе).

Организация, уличенная в коррупции, должна будет не только упла... ✂

Таут Сергей Эксперт «Пепеляев Групп», заместитель заведующей Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ «Высшая школа экономики». Сергей специализируется на вопросах защиты предпринимателей от незаконного уголовного и административного преследования с использованием инструментария общественных и общественно-государственных институтов по защите прав бизнеса. Консультирует по вопросам предупреждения и противодействия рейдерской атаке на бизнес, включая ситуации корпоративных и B2B конфликтов с участием органов государственной власти. Является специалистом в сфере антикоррупционного комплаенса. Осуществляет экспертное сопровождение законотворческой работы в целях изменения регуляторной среды в интересах клиента. Сергей имеет большой опыт законопроектной работы и взаимодействия с законодательными органами государственной власти всех уровней, включая сферу нормотворчества в области регуляторных проблем по вопросам уголовно-правовой защиты бизнеса, контрольно-надзорной деятельности и административного права. Входит в состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при Президиуме Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, является Исполнительным сопредседателем Центра общественных процедур «Защита бизнеса». Сергей прошел обучение в рамках семинара «Комплаенс в Евразийском экономическом союзе», организованного Международной академией антикоррупции The International Anti-Corruption Academy (IACA) в Вене, а также прошел курс ICA Compliance Course и получил сертификат ICA. Сергей отмечен в индивидуальном рейтинге «Право-300», 2019-2024 гг. и «Коммерсантъ», 2020 в категории «Комплаенс», а также в рейтинге «Российской газеты» 2024 г. в категориях «Юрист-просветитель» и «PRO BONO поддержка бизнеса». Направление комплаенса «Пепеляев Групп» входит в 1-ю группу рейтинга «Право-300» в 2019-2024 гг. Отзывы: Серебряная медаль Минюста России «За содействие»; Почетная грамота Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей «За вклад в развитие институтов защиты прав предпринимателей»; Почетная грамота Программного офиса Совета Европы в РФ «За личный вклад»; Благодарность факультета права НИУ «Высшая школа экономики» «За подготовку законодательных инициатив, направленных на обеспечение и защиту прав предпринимателей». Способ связи: s.taut@pgplaw.ru
Толокнова Ксения Младший юрист «Пепеляев Групп». Ксения специализируется в сфере антикоррупционного комплаенса и Legal GR, а также в области трудового и уголовного законодательства. Имеет опыт сопровождения антикоррупционных расследований, подготовке локальных нормативных актов компании (в том числе антикоррупционных политик) и иных документов. В рамках работы в практике Legal GR и комплаенс Ксения осуществляет сопровождение законотворческой работы в целях изменения регуляторной среды в интересах клиента. Среди крупнейших проектов Ксении можно выделить: подготовка обращений к Уполномоченному по правам предпринимателей в интересах клиентов; участие в работе над продвижением законопроекта по реформе корпоративного законодательства; участие в проведении комплаенс-аудита, обновлении локальных актов и обучении сотрудников по вопросам предупреждения и противодействия коррупции; правовая поддержка по трудовым и уголовно-правовым вопросам клиентов из числа крупнейших российских и иностранных компаний; подготовка еженедельного обзора изменений новых требований для работодателей в период пандемии на русском и английском языках; подготовка научных статей по антикоррупционному и налоговому регулированию. Способ связи: K.Toloknova@pgplaw.ru