Отказ от обязательного аудита в непубличных АО: правовое регулирование и итоги опроса членов НОКС

31 авг, 21 - 21:47
1 сен, 21 - 09:07
 1.7K

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Закон «Об АО») общество обязано привлечь для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами. Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает обязанность проведения ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности как для публичных, так и для непубличных акционерных обществ (далее также — АО).

Пунктом 7 дорожной карты по совершенствованию законодательства в сфере корпоративного управления в рамках трансформации делового климата (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 1723-р, далее — Дорожная карта) предусмотрено внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об аудиторской деятельности» в части предоставления возможности непубличным акционерным обществам отказаться от проведения обязательного аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом приоритетности регулирования специальными законами, за исключением хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

В целях реализации указанного пункта Дорожной карты Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее — Проект закона)3.

Проект закона предполагает, что при подготовке к годовому общему собранию акционеров (далее также — ОСА) совет директоров (наблюдательный совет) непубличного АО примет решение о рекомендациях собранию о необходимости или отсутствии необходимости проведения аудита.

В случае:

  • принятия советом директоров (наблюдательным советом) непубличного АО решения о необходимости проведения аудита общества, а также
  • в случаях проведения обязательного аудита, предусмотренных законодательством РФ,

вопрос об утверждении аудиторской организации должен быть включен в повестку дня годового ОСА такого общества.

При этом если в непубличном АО совет директоров отсутствует, то согласно абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона «Об АО» устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении ОСА и об утверждении его повестки дня.

1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/840046-7), согласно которому:

  • увеличились финансовые критерии, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита:
    • по размеру выручки (дохода в соответствии с новой редакцией) &mda... ✂
Сергеев Алексей Руководитель направления корпоративных мероприятий в ПАО «Интер РАО», к.ю.н., член НОКС, спикер, автор ряда научных статей. Алексей имеет 18 летний опты работы в области корпоративного управления по направлениям обеспечения деятельности органов управления и сопровождению корпоративных мероприятий, работы с ДО, раскрытию информации, взаимодействия с антимонопольной службой, корпоративным сделкам, работы с инсайдерской информацией. Способ связи - alexeychenko@rambler.ru.
Андреева Анна Юрист, аппарат корпоративного секретаря ПАО «Совкомбанк»
Меребашвили Тамара К.ю.н., член Совета НОКС. Преподаватель программы магистратуры МГУ имени М.В. Ломоносова по направлению «Корпоративное право: актуальные вопросы законодательства и правоприменения», член Правления, руководитель Центра корпоративных и имущественных отношений ПАО «Интер РАО»; Председатель Правления Ассоциации организаций цифрового развития отрасли «Цифровая энергетика». Активно участвует в нормотворческой деятельности в области корпоративного права и рынка ценных бумаг, в том числе посредством участия в следующих экспертно-консультационных комиссиях федеральных органов исполнительной власти, регулятора и организатора торговли на рынке ценных бумаг: член Совета Ассоциации «Национальное объединение Корпоративных секретарей»; член Экспертного совета по корпоративному управлению, образованному при Минэкономразвития; член Рабочей группы по корпоративному управлению при Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество); заместитель руководителя Комитета эмитентов акций ПАО Московская Биржа. Занимается информационно-просветительской работой, участвует в различных российских и международных форумах профессионального сообщества, в частности принимает активное участие в ежегодном Петербургском международном юридическом форуме в качестве модератора и спикера треков по корпоративному праву. Является автором монографии «Правовые проблемы взаимного страхования ответственности судовладельцев»: монография, СПб.: Издательский Дом СПбГУ, 2004; соавтором и редактором раздела «Корпоративное управление в ПАО «Интер РАО»: риск-ориентированный подход» Национального доклада по корпоративному управлению, подготовленного Национальным советом по корпоративному управлению. Выпуск X. 2018.